суббота, 12 апреля 2014 г.

Анатолий Мошковский. "Семь дней чудес"

Глава 33
ЛИЛОВАЯ ВСПЫШКА

   –Костик? – вскрикнул Боря, – Ты что здесь делаешь? Зашиб тебя?
   И, увидев, что Костик сморщился от боли, обнял его.
   – Ну прости, братишка, я нечаянно…
   Боря стал гладить его плечо, спину, и внезапно его рука наткнулась на что-то твердое – узкое, граненое и такое знакомое на ощупь – на груди брата. И почувствовал сильную дрожь: это было… Это было не что-то… Это был приборчик, его приборчик!
   Боря захлопнул Наташкину дверь, запустил под рубаху брата руку и вытащил теплый от его тела приборчик. И сразу все понял: так вот почему Костик неотступно следовал за ним! Вот почему он стоял сейчас за дверью! Небось нажал какую-то новую кнопку, которая так изменила его, Борю…
   Схватив Костика за руку, он повел его в их квартиру.
   – Значит, это ты его стащил?
   – Я… – Брови Костика дрогнули. – Я не мог иначе… Ты мне сам приказал…
   – Я? Я приказал тебе?
   – Да – Ты… – упрямо твердил брат.

   Боря посадил его на кровать, а сам сел на табуретку.
   – Как я мог приказать тебе?
   По лицу брата вдруг побежали слезы:
   – А там была нажата такая кнопка…
   – Какая?
   – С цифрой «восемь»…
   – А что это за кнопка? Откуда ты это знаешь? – Боря стал ошалело вертеть в руках приборчик – тяжеленький, с двумя рядами кнопок и пронзительным Хитрым глазом, который был направлен в сторону. – Ты откуда знаешь все? Откуда? Сам дошел или кто-нибудь…
   Борю трясло. Он положил приборчик на ладонь.
   – А что это за рычажок внизу? – спросил он и сдвинул его.
   – Включение.
   – А что значит эта кнопка? – Боря нажал кнопку с цифрой «12», и раздался легкий щелчок.
   – Не нужно, – попросил Костик, но Боря уже не слушал его.
   – А эта? – Он нажал кнопку с цифрой 10», и опять приборчик слабо щелкнул. – А эта? – Он опустил указательный палец на кнопку с черным крестиком, расположенную под циферблатом.
   – Не смей! – закричал Костик, изменившись в лице. – Эту не смей!
   Но Боря уже нажал. И оба они зажмурились от лиловой вспышки, сильной и резкой, как молния. Костик закрыл рукой глаза, Боря тоже долго не мог открыть свои. Он держал приборчик на ладони и внезапно почувствовал, что тяжесть его пропала. Он стал легкий, как пустая мыльница.
   Боря разжал веки.
   – Все, – сказал Костик, – все. – Он больше не плакал.
   – Что «все»?
   – Пережег.., уничтожил… Это было величайшее изобретение!
   Боря глянул на приборчик, и холод подрал его по коже: Хитрый глаз перестал быть черным. Перестал быть живым, глубоким, язвительным, загадочным. Он стал плоским, бесстрастным, пепельно-серым, точно в самом деле подернулся пеплом…
   – А ты откуда знаешь, что он был величайшим изобретением? – закричал Боря. – Кто тебе сказал это? Он?
   – Он, – ответил Костик.
   – Так вот зачем ходил ты к Геннадию, а потом конвоировал везде меня!.. Сделал своим подопытным кроликом? Сделал, да?
   – Ты не кролик, – сказал Костик. – Ведь я выключил приборчик. После того, как мы ушли от Александры Александровны.
   Боря обалдело смотрел на него.
   – А зачем таскался везде со мной?
   – Наблюдал, – признался брат.
   – И под дверью торчал, чтоб подслушать?
   Глаза Костика стали наполняться слезами:
   – Не обижайся на меня… – Костик моргнул, и слезинки скатились по его щекам.
   – Ладно, прощаю… Но скажи: почему приборчик был с тобой? Боялся, что пропадет?
   Костик кивнул.
   – Как же ты у меня все-таки стащил его?
   – А кнопка с цифрой «восемь»?
   Боря ничего не понимал, и его опять стало трясти.
   – А что это за кнопка?
   – А ты прочитай.
   – Где?
   – А вот здесь есть «Инструкция». Отодвинь дощечку и прочитай. – Костик показал на боковую стенку приборчика.
   Боря, оглушенный случившимся, неуклюже вертел в руках приборчик и плохо понимал брата. Костик взял из его рук приборчик, привычно, точно делал это не один раз, нажал большим пальцем его стенку, тонкая щечка приборчика поехала вперед, и Костик извлек изнутри аккуратно сложенный листок прозрачной бумаги. Развернул.
   – Читай.
   Боря поднес листок к глазам и стал читать:

ИНСТРУКЦИЯ 
По эксплуатации ЭМЧ-1 – экспериментального микрогенератора чувств.

   Кнопки на пульте управления генератора обозначают:
   1 – Страх
   2 – Жадность
   3 – Глупость
   4 – Лень
   5 – Ненависть
   6 – Радость
   7 – Мужество
   8 – Благородство
   9 – Доброта
   10 – Ум
   11 – Юмор
   12 – Трудолюбие
   Х – уничтожение ЭМЧ-1.

   Буквы на циферблате обозначают продолжительность действия генератора: О – нерабочее положение, Ч – час, Д – день, М – месяц, Г – год, Н – навсегда. Рычаг под циферблатом – включение и выключение микрогенератора.
   Работа с ЭМЧ-1 требует крайней осторожности и добросовестности, нажимать кнопки с недостойными целями строжайше запрещено.

***

   – Слушай, – спросил Боря, обмирая, – неужели все это правда?
   – Да, – сказал Костик.
   «А я… Я нажимал кнопки с недостойными целями? – неожиданно подумал Боря. – Кажется, нет… Но ведь я хотел с помощью приборчика получить лодку и лайнер, хотел использовать в собственных целях его мощь, которой нельзя сопротивляться, и при этом иногда страдал не только Глеб, а и хорошие люди. Но и на Глеба, наверно, нельзя было наставлять его, а если и можно было, то очень осторожно, во всех тонкостях зная устройство приборчика, понимая его действие… Нет, если уж говорить напрямую, цели мои были не очень достойны, и, наверно, поэтому приборчик и погиб…»
   – Слушай, Костик, – спросил Боря, – значит, кнопка с цифрой «восемь» – Благородство?
   – Да. А что?
  – А то, что эта кнопка была нажата на генераторе и Хитрый глаз направлен на тебя в тот последний вечер…
   – Так вот потому-то я взял его! – сказал Костик. – Ну не мог я не взять его, не мог! Ведь всю ночь приборчик приказывал мне: «Возьми, возьми меня, ведь я работаю впустую».
   – Значит, ты стащил приборчик из благородства?
   – Выходит. – Костик уткнул глаза в одеяло.
   – А как ты об этом догадался? – Гена как-то учуял и велел мне понаблюдать за тобой, ну, а потом, когда я взял приборчик, он исследовал его у себя, нашел «Инструкцию», испытал, нарисовал какую-то схему…
   – И велел тебе подействовать на меня Хитрым глазом?
   – Ну не велел… Сказал, что было бы очень хорошо, очень важно…
   – И какую же кнопку он нажал?
   – Кнопку с цифрой «девять».
   – Доброту?
   – Да.
   – И от этой кнопки я стал такой, что все обратили на меня внимание?
   Костик кивнул:
   – Геннадий сказал, что люди, делающие добро, даже внешне становятся красивыми…
   Боря молчал. Подавленно. Убито. Он не мог даже вообразить, что было в его руках! Какая вещь! И как не правильно вел он себя… Эх, если б он раньше узнал про эту «Инструкцию»… Теперь ведь так все ясно: и почему при нажатии кнопки с цифрой «1» все его так боялись и вставали дыбом волосы, – от Страха; и почему при нажатии кнопки с цифрой «2» все вокруг стали такими мелочными и скупыми и непрерывно проверяли свои карманы, – от Жадности; и почему толпой длинноухих бежали ребята на пруд и даже Гена позабыл, как правильно пустить подводную лодку, – от Глупости (кнопка «З»), И только из чувства Ненависти, которое приборчик внушил окружающим (кнопка «5»), лез в драку Костик и едва не ударил его отец… А кнопка «6» – это ведь Радость! Радость, когда люди, не чувствуя под собой ног, отрывались от земли…
   Как теперь все понятно! А кнопки с цифрами «7» и «8» – это же Мужество и Благородство! Выходит, он мог навечно сделать благородным даже Попку-дурака – Глеба, а Стасика – мужественным, Андрея – более мягким и терпимым… И всем-всем другим мог дать то, чего им не хватало, – а всем чего-то не хватало! Навсегда дать, стоило только стрелку на циферблате поставить на букву «Н»…
   Мог, а не дал!
   И все потому, что вне себя от волнения нажал он эту кнопку с крестиком и погубил приборчик – странный, удивительный, волшебный!
   Чего только не было с Борей в эти дни! Как колотилось его сердце от страха и восторга! Сколько неожиданных мыслей приходило на ум, сколько чувств распирало его! Прошли, навсегда прошли эти семь дней, и каких семь дней!
   Семь дней чудес!
   Что ж теперь делать? Может, Гена исправит приборчик?
  Нет… Перегорел его живой, его мудрый и опасный Хитрый глаз, и ничего теперь не сделаешь… Ничего!
   Конец теперь всем его надеждам… Конец! Конец!

Комментариев нет: